Лошади тяжеловозных пород

Содержание, питание, уход

Когда дело доходит до ухода за орловским рысаком, Вы можете следовать тому же стандартному процессу ухода, который использовали бы с любой другой лошадью. Подбор копыт обеспечит чистоту копыт лошади и отсутствие травм и инфекций, а расческа для хвоста и щетка для гривы обеспечат мягкость и гладкость волос.

При всей своей красоте и изысканности лошади орловской породы весьма неприхотливы в содержании. Они хорошие приспособленцы: это касается как климата, так и новых кормов. В домашних условиях уход является стандартным. При ипподромном содержании, во время испытаний и нагрузок понадобится специальный уход.

Уборка денника — один из важнейших аспектов ухода за лошадью. Убирать кал и менять мокрую подстилку необходимо дважды в день. Это поможет уберечь животное от заболеваний (например, дерматита). Кормушку следует чистить один раз в неделю: удалить остатки корма и промыть с содой. То же самое необходимо делать и с поилкой. Один раз в квартал желательно проводить дезинфекцию стен.

Перед каждой тренировкой необходимо проводить тщательную чистку скакуна: чистить голову, шею и все туловище животного, расчесывать волосы и хвост, приводить в надлежащий вид копыта. Для этого понадобится стандартный набор: скребок, щетки, жгут из сена, расческа и крючок для копыт.

Зубы лошади также нуждаются в тщательном уходе. Нужно своевременно удалять волчки, подпиливать острые края, при необходимости обрабатывать воспаленные десны. Хорошее состояние ротовой полости лошади впоследствии упростит отработку мягкого управления и правильной осанки животного.

Важно! Стоит отметить, что после мыться и интенсивных тренировок нужно избавляться от влаги и пота, начиная с левого бока коня. Лошадь не должна быть взмыленной и влажной! Ноги животного также нужно поддерживать в чистоте.. После бега и работы необходимо вычищать ноздри при помощи влажной губки

В целях предотвращения механических повреждений шкуры животного (особенно, если у коня высокая холка) стоит подбирать комфортное седло

После бега и работы необходимо вычищать ноздри при помощи влажной губки. В целях предотвращения механических повреждений шкуры животного (особенно, если у коня высокая холка) стоит подбирать комфортное седло.

Питание

Неотъемлемым условием хорошей работоспособности любой лошади является питание. На корм подходят сено, отруби,овес, свежая трава. По возможности желательно регулярно отправлять своего любимца на выпас. Также племенным и спортивным особям дают: комбикорм, патоку, травяные гранулы, жмых, сенаж, силос, белковые и витаминно-минеральные добавки. В качестве диетического сочного лакомства подойдет морковь, сахарная свекла.

Размножение лошадей

Кобылы орловской породы очень плодовиты: примерно 90 жеребят в год приходится на 100 маток. На заводах обычно применяется метод ручной случки особей. Это дает возможность регулировать качество потомства.

Для получения потомства от известных жеребцов применяется метод искусственного оплодотворения, т.к семенная жидкость может долго храниться в замороженном виде.

Жеребенок рысистой породы

Как правило, наиболее благоприятное время для спаривания: последний месяц зимы — начало лета. В течение 6 месяцев после своего рождения жеребенок находится с кобылой, а затем его отселяют.

Запрягать лошадей начинают с 12 месяцев. В течение 2-3 лет особей тренируют для подготовки к состязаниям. В среднем орловские скакуны живут 30 лет.

Содержание

При всем изяществе и благородстве орловская порода лошадей не требовательна в содержании. Она хорошо приспосабливается к новому климату, новым кормам.

В домашних условиях уход за лошадью стандартный. Однако при ипподромном содержании, а также во время испытаний и нагрузок качественный специальный уход является основой здоровья и продуктивности рысака.

Обязательные процедуры:

  • ежедневная чистка денника утром и вечером — уборка навоза и мокрой подстилки, отбивка свежей подстилки;
  • ежедневная чистка кормушек и поилок, раз в неделю мойка горячей водой с содой;
  • чистка лошади перед сбором или тренировкой — чистка шерсти скребком и щеткой, расчесывание гривы и хвоста, расчистка копыт;
  • профилактика заболеваний сухожильного и связочного аппарата — бинтование, обмазывание конечностей серой глиной, специальными мазями;
  • превентивные меры после забегов и тренировок — массаж мускулатуры, обтирание соломенным жгутом, проводка;
  • профилактические работы перед заездами и призами — применение горячих попон и горчичников.

Кормление

Нормы питания во многом зависят от цели использования лошади, а также возраста, пола и физиологического состояния. Основу рациона составляют трава и сено.

Лучше использовать луговое, клеверное и люцерновое сено. Добавляют также вико-овсяную смесь, пшеничные отруби и морковь. Из зерна лошадям дают овес, кукурузу и ячмень.

Наряду с традиционными кормами племенным и спортивным лошадям дают:

  • комбикорм;
  • патоку;
  • травяные гранулы;
  • жмых;
  • сенаж;
  • силос;
  • белковые и витаминно-минеральные добавки.

Диетическим сочным кормом признана морковь, сахарная свекла.

Подготовка и нормы корма:

Кормят лошадей не менее 3 раз в сутки, при тяжелой работе — в промежутках и перерывах. Сначала дают грубые корма, затем за 60 минут до работы концентраты. Половину суточной нормы грубых кормов дают на ночь.

Поят 3 раза в день перед кормлением, но не ранее чем через 1,5-2 часа после физической нагрузки.

Уход в конюшне

Для столь крупного и энергичного животного требуется достаточно просторная конюшня со стойлами 3×3 м.

Температура зимой может кратковременно даже снижаться до минусовой, и орловские рысаки и их жеребята переносят её достаточно легко при условии полного отсутствия сквозняков.

Однако в тепле лошади чувствуют себя более комфортно, поэтому стены конюшни утепляют (например, пенопластом), а на деревянный пол кладут подстилку слоем не менее 20 см из:

  • опилок;
  • соломы;
  • сена;
  • сухого торфа.

В конюшне не должно быть чрезмерно жарко (оптимальной считается температура не выше +23°C при влажности в пределах 45-50%. Для увеличения светового дня в зимнее время конюшня искусственно освещается.

Лошадиные стойла должны быть оборудованы кормушками и поилками.

Обычно кормушку, изготовленную из деревянных досок, устанавливают таким образом, чтобы к ней был доступ как изнутри стойла, так и снаружи. То же самое относится и к поилке.

Такое расположение облегчает загрузку кормушек и поилок, а также их санитарное обслуживание без необходимости лишний раз тревожить коня.

Профилактика болезней

Для сохранения здоровья рысаков необходимо не только тщательно ухаживать за ними самими, но и следить за гигиенической чистотой их денников. Для этого следует каждодневно убирать навоз и менять загрязнившуюся подстилку (сухая подстилка — лучший способ избежать дерматита).

Необходимо также минимум раз в неделю чистить кормушку и поилку горячей водой с содой. Стены денника и перегородки в нём тоже следует регулярно освобождать от загрязнения.

Для профилактики заболеваний и скорой помощи при возникновении проблем со здоровьем рысака следует в конюшне иметь аптечку с:

  • мазью для копыт;
  • смесью вазелина и рыбьего жира;
  • скипидаром;
  • спиртом с солью;
  • зелёнкой;
  • перекисью водорода;
  • йодом с камфорой;
  • камфорным спиртом;
  • бинтом;
  • ватой.

Русские породы тяжелоупряжных лошадей

Битюг

Невысокие и выносливые, битюги ценились крестьянами за свое трудолюбие и удивительную работоспособность. Для получения этого вида были скрещены рысаки и русский тяжеловоз. До сегодняшнего дня представители битюгов не сохранились.

Подробнее в статье Битюг лошадь

Владимирский

Порода была выведена в XVIII в. на гаврилово-посадском конном заводе. В его конюшнях первоначально были представлены жеребцы верховых пород, затем сюда стали завозить коней тяжелоупряжного вида: першеронов, суффолков, арденов и шайров. Жеребцы крупной тяжелой породы покрывали на заводе рабочих кобыл. Результатом такого скрещивания стала помесь, которую признали новой породой — владимирскими тяжеловозами. Их средний рост составлял 1,65 м, вес достигал 750 кг.

Новая порода оказалась неприхотливой, ее можно было содержать и на конезаводе, и в табуне. Предки владимирских тяжеловозов передали им некоторые особенности своего экстерьера: плотное телосложение, оброслость ног, многочисленные белые пятна. Принадлежность к тяжеловозам не мешает представителям этой породы грациозно двигаться и демонстрировать мягкий ход.

Владимирские тяжеловозы часто участвуют в соревнованиях. В отличие от других тяжеловозных пород, владимирские лошади демонстрируют удивительную подвижность и энергичность. Им принадлежит рекорд скорости в доставке грузов рысью. Кони также отличаются хорошими племенными качествами. Этих животных используют в крупных животноводческих хозяйствах для улучшения генофонда местных табунов.

Больше информации о породе лошадей Владимирский тяжеловоз

Советский

Советские тяжеловозы обладают всеми достоинствами, которые необходимы животному для выполнения изнуряющей физической работы: выносливостью, силой, трудолюбием. Представители этого вида выделяются также привлекательной внешностью. Кобылицы приносят много молока.

В ходе селекционной работы над советским тяжеловозом скрещивали упряжных лошадей и бельгийских тяжелоупряжных брабансонов, которым не подходили суровые российские зимы. Свой вклад в выведение породы внесли суффолки, ардены, першероны и битюки. Новую советскую породу тяжелоупряжных лошадей зарегистрировали и официально признали в 1952 г.

Современное состояние породы

На сегодняшний день порода представлена восемью линиями, важнейшая из которых – линия Пиона, давшего наибольшее количество резвых потомков. Надо отметить, что за последние 100 лет орловский рысак претерпел некоторые изменения, став крупнее и резвее, однако это не спасает породу от более выгодных конкурентов: американских и русских рысаков. Современные племзаводы, где пытаются ее сохранить – Хреновской, Чесменский, Пермский и Алтайский — испытывают серьезные экономические проблемы. Это приводит к ухудшению экстерьерных признаков и снижает выраженность породы. Дефицит жеребцов-производителей приводит к тому, что на завод попадают жеребцы, не всегда соответствующие жестким требованиям отбора. Однако был предпринят ряд мероприятий по восстановлению поголовья:

  1. В Правила испытания рысистых лошадей введены льготы для орловского рысака.
  2. Введены специальные призы для лошадей именно этой породы, такие как «Приз Парижа» или «Приз Барса».
  3. На ипподромах Москвы была введена доплата к призовой сумме в тех заездах, где бежали орловцы.

Кроме того, появились частные конные заводы, специализирующиеся на выращивании орловских рысаков и где их можно купить, не беспокоясь о возможной фальсификации.

Эти меры имели определенный успех, однако поголовье орловцев восстанавливается недостаточно быстро. Очевидно, что порода, прославившая Российское коннозаводство, должна более активно поддерживаться государством. Ряд проведенных исследований показал востребованность и экономическую целесообразность разведения орловского рысака — всемирно известного бренда конного мира России.

Описание экстерьера и характеристики Арабской породы лошадей
Андалузская порода лошадей: происхождение, описание экстерьера
Происхождение и экстерьер лошадей Ахалтекинской породы
Фризские лошади (Фризы): происхождение, описание экстерьера

Арденская лошадь

Эти непарнокопытные были известны ещё при Юлии Цезаре. В начале ХХ века их применяли при военных конфликтах, для транспортировки артиллерийских орудий и в кавалерии. Позднее их способности пригодились в сельском хозяйстве, конном спорте. Также этих коней пускают на производство конины. Особенности экстерьера:

  • высота в холке — 1,6–1,62 м;
  • масса — 0,7–1 т;
  • голова — тяжёлая с широким низким лбом и немного выпуклым профилем;
  • шея — отличается средней длиной;
  • грудной отдел — характеризуется глубиной;
  • спина — укороченная, с мускулистой поясницей;
  • конечности — сильные, с крепкими суставами;
  • грива — пышная;
  • масть — рыжая, гнедая, вороно-серая, гнедо-чалая, с белыми пятнами в форме звезды;
  • характер — покорный, неприхотливый, мягкий.

Достоинства:

  • высокая производительность мясной продукции;
  • работоспособность;
  • живучесть;
  • большая грузоподъёмность;
  • непритязательность к кормам и мероприятиям по уходу.

Важно!Тяжеловозные лошади должны работать не дольше 6–8 часов в день с часовым перерывом на отдых

Возможные болезни

Для тяжеловозов не выделяют особенного перечня характерных заболеваний

Обращать внимание следует в первую очередь на симптоматику

Если лошадь закатывает глаза, тяжело дышит, падает, это могут быть признаки миоглобинурии, возникающей при резком увеличении нагрузки после длительного периода простоя.

Особенно часто наблюдается у тучных лошадей. В зависимости от симптоматики, вводятся подкожные инъекции инсулина, камфора, гидрокарбонат натрия внутривенно.

Ещё одно распространённое заболевание, связанное с плохим уходом – гниение стрелки копыта.

Если сочащийся гной виден невооружённым глазом, животное хромает, требуется хирургическое вмешательство, мазевые компрессы с антибиотиками.

Глистные инвазии у лошадей тоже не редкость. Если тяжеловоз демонстрирует потускнение шерсти, общую слабость, расстройство ЖКТ, стоит провести забор кала на анализ.

Лечение зависит от вида паразитов.

Применение

Благодаря своей универсальности Владимирский тяжеловоз годится практически во все сферы деятельности для любителя. А спокойный характер позволяет одного и того же коня использовать и под седлом, и в упряжке. Они даже способны изобразить настоящих рыцарских коней на реконструкторских играх. На фото лошадь породы Владимирский тяжеловоз прыгает невысокое препятствие.

Предварительно проборонив грунт.

И он же изображает средневекового боевого коня.

А на видео результат самостоятельной заездки владельцем трехлетнего Владимирского тяжеловоза в сани. На видео хорошо видно, насколько покладисты эти гиганты.

Русский тяжеловоз сегодня

На текущее время практически все конезаводы переживают сложные времена, многие из них просто становятся банкротами и вынуждены распродавать лошадей за бесценок. Вообще тяжеловозы неприхотливые животные, продающиеся за среднюю стоимость, которая многим людям будет вполне по карману. За счет этого при Советском Союзе разведение такого бизнеса подкреплялось государственной поддержкой. К сожалению, нынешние частники могут рассчитывать только на самообеспечение.

Из-за нехватки средств на поддержание фермерства многие коннозаводства теряют уровень технической базы, сокращая поголовье до минимума. Нехватка корма сказывает на размерах, молодняк растет с меньшим ростом и слабыми характеристиками. На сегодня статистика демонстрирует сокращение поголовья русских тяжеловозов в 3,5 раза. И только при помощи энтузиастов кое-как поддерживается племенная работа по сохранность породы.

История

Историки полагают, что селекция и целенаправленное разведение коней тяжелой весовой категории начались в средние века. Рыцари, облаченные в железные латы, были непосильной ношей для любого из ездовых скакунов. Спрос на сильных боевых коней, способных нести тяжелый груз и выносить тяготы военных переходов, определил развитие пород тяжеловозов.

Первые подобные скакуны имели рост около 2 м и весили 1000 кг. Животные, обладавшие такими габаритами, имели необходимую силу, но не выдерживали длительных переходов. Они не могли преодолевать препятствия или мчаться галопом. Историки и генетики считают, что такие мощные животные были предками современных видов тяжеловозов: шайров, брабансонов и першеронов.

Селекцию сильных тягловых коней вели во многих странах Европы. В Прибалтике в конце XIX в. была выведена порода литовский тяжеловоз. Ее предки — дикие жмудские кони, жившие на территории современной Литвы. Для селекции новой породы заводчиками использовались местные кобылы, шведские ардены и русская тяжеловозная порода. В результате они получили сильных выносливых животных, которые облегчили труд местных крестьян. Лошади этой породы используются в Прибалтике и сегодня. Их привлекают к полевым работам и перевозке грузов.

Общая характеристика

Животные русской тяжеловозной породы имеют крепкое и гармоничное сложение, компактные размеры. Внутри разновидности различают легкий тип животных (с более сухим телосложением и длинными ногами) и тяжелый тип (более мускулистый).

Лошади обладают выносливостью и силой, поразительной для их низкого роста. На ипподромных испытаниях тяжеловозов представитель породы протащил воз с грузом в 1,5 т на расстояние в 2 км за 5 минут.

Экстерьер

Кони имеют прямоугольный корпус на коротких ногах. Спина длинная и прямая (допускается небольшой провис), с выпуклой поясницей. Круп свислый, раздвоенный. Холка низкая. Ноги крепкие, сухие. У лошадей русской породы тяжеловозов широкие копыта, бабки покрыты густой шерстью, наполовину закрывающей копыто.

Голова легкая, с широким лбом и прямым или «щучьим» профилем. Уши маленькие. Шея короткая, широкая и мускулистая. Постановка головы низкая по отношению к холке, тяжеловоз как будто вытягивает шею вперед.

Промеры животных:

  • высота в холке взрослого жеребца составляет 147–150 см, кобылы — 145 см;
  • косая длина корпуса — 155 см;
  • обхват груди — 185 см;
  • обхват пясти — 23–25 см.

Животные скороспелы — половая зрелость наступает в 2 года. Кобылы отличаются высокой молочностью — до 3 т молока за лактацию.

Характер

Лошади русские тяжеловозы отличаются добронравием, послушанием и уравновешенной психикой. Они легко обучаемы и настроены на взаимодействие с человеком. Обладают врожденным любопытством и легко привыкают к смене условий содержания.

Темперамент у коней энергичный. Лошади, запряженные в повозку, передвигаются бодрой рысью. Верховому всаднику не составит труда поднять коня в галоп, что не характерно для тяжелоупряжных разновидностей.

Достоинства и недостатки

Основные характеристики породы являются ее главными плюсами:

  • неприхотливость в содержании и кормлении;
  • добронравие в сочетании с энергичностью;
  • отличные рабочие качества;
  • высокая молочность кобылиц.

Владимирский тяжеловоз

Во Владимире и других городах центральной России был большой спрос на крупных и сильных тягловых лошадей. Они обслуживали не только сельское хозяйство, но и промышленность.

В начале XVIII в. в Гаврилово-Посаде начал работу казенный конный завод. Выращивание тяжелых упряжных лошадей стало главной задачей местного коневодства: в России породы лошадей, приспособленные к изнурительной работе, были востребованы.

Крупных местных кобыл скрещивали с европейскими породами тяжеловозных коней: шайрами, клейдесдалями, суффолками.

Переняв от европейских тяжеловозов силу, массивность и выносливость, владимирские лошади сохранили подвижность и энергичность. Этим скакунам принадлежит рекорд по срочной доставке грузов рысью, который не побит ни одной зарубежной или русской породой лошадей-тяжеловозов.

Несмотря на то, что племенная работа с этими конями велась несколько веков, официально породу зарегистрировали только в 1946 г.

Рост животного достигает 1,65 м. Окрас владимирских тяжеловозов преимущественно гнедой или вороной, допускаются белые пятна на голове и ногах. Отличительная черта этих коней — сильная оброслость ног, как у клейдесдалей.

Описание породы

Лучшая русская порода внешне сильно похожа на своих иностранных «родителей». Животные получились массивные, заметно превосходящие прочие породы, выведенные на территории России.

Знаете ли вы? В средние века крупных рыцарских лошадей называли «дестриэ», что означает «правосторонний». Существует гипотеза, что такое прозвище лошади-гиганты получили потому, что справа от конного воина всегда находился его оруженосец.

Внешний вид

Мощного красавца можно описывать бесконечно.

Экстерьер породы подан в таблице ниже:

Голова Тяжёлая, в выпирающим профилем.
Шея Широкая, дугообразная, с хорошо сформированной мускулатурой. Посажена высоко.
Спина Мощная, с чётко вырисовывающейся мускулатурой, немного удлинённая.
Корпус Слегка свислый, раздвоенный, наклонённый.
Конечности Длинные, правильно поставленные, хорошо развитые. Отличаются сухостью и густо покрыты шерстью.
Хвост Волнистый, густой, длинный, дотягивается до земли.
Грива Свисающая, волнистая, густая.
Масть Основная — гнедая. Бывает вороная, бурая, иногда с белыми пятнами в зоне ног и головы.
Шерсть Густая, укороченная. Некоторые особи напоминают бархатную игрушку.

Характер

Особенностью владимирских лошадей является сдержанность, дружелюбие и мирное поведение. Причём, такая характеристика касается обоих полов.

К тяжеловозам также относят такие породы лошадей, как першероны, советский тяжеловоз, шайр.

Владимирские тяжелоупряжные кони не противятся упряжке, прекрасно приспосабливаются к местной среде (неплохо чувствуют себя как в городской среде, так и в тихой деревушке), трудолюбивы, выносливы и нетребовательны к среде проживания. Они могут отлично содержаться и в условиях конезавода, и в табуне.

Не пугает тяжеловозов из Владимира и человеческое любопытство — животные охотно идут на контакт с малышами.

Сфера применения

Нынешнее использование породы мало напоминает то, ради чего она была выведена. Лошадей уже не ждут ни пашня, ни телега, которые значительно сокращали век тяжеловесов. Именно современная мода на развлекательные мероприятия, конные походы и спортивную охоту, дали породе вторую жизнь, сделав их значимыми и нужными.

Участвуют представители вида и в дальних походах. Благодаря бесконфликтному и степенному характеру эти гиганты подстраиваются даже к новичкам, которые впервые сели в седло или взяли в руки вожжи.

Коннозаводчики уважают породу за то, что они всегда передают помёту свою недюжинную мощь. Существуют также состязания владимирских троек, которые устраивают в праздники на приватных конюшнях и ипподромах.

Знаете ли вы? Налегке, без багажа, владимирские тяжелоупряжные могут проскакать рысью 1 600 метров за 3 минуты. С грузом они преодолевают дистанцию в 2 км за 5 минут.

С недавних пор гиганты являются частью терапии в реабилитационных и лечебных направлениях. Ведь верховая езда помогает побороть некоторые расстройства и заболевания.

Достоинства и недостатки

Владимирский тяжеловес является одной из наиболее значимых и элитных пород в своей сфере. Даже внешние данные лошадей говорят о наличии у животного огромной силы.

  • Среди достоинств породы отмечают такие характеристики:
  • Прочное и сбалансированное телосложение. Она позволяет с лёгкостью выполнять работы, непосильные человеку.
  • Поразительные природные данные: сила, красота, усердность, энергичность. Такое гармоничное единение свойственно только этой породе.
  • Универсальность применения. Кроме проведения тяжёлых работ, этих лошадей можно задействовать для верховых прогулок.
  • Лёгкий характер. Спокойность и покладистость ценится в скакунах.
  • Длительность эксплуатации. Эффективно владимирских тяжеловозов можно использовать более двух десятков лет.
  • Высокая рождаемость.
  • Хорошая работоспособность. Выполнять работу эти гиганты могут при всяких погодных условиях.
  • Есть у владимирских тяжеловесов и недостатки:
  • неглубокий каркас с плоскими рёбрами и слегка мягкой спиной;
  • посредственная манёвренность и подвижность.


Стоит отметить, что все эти недостатки присущи не всем особям, всё зависит от персональной характеристики.

Владимирская тяжеловозная

Во Владимирской, Ярославской и Ивановской области с развитием промышленности и сельского хозяйства возникла острая необходимость в крупной, сильной и выносливой лошади. В начале 18 века в Гаврилово-Посаде был организован конный казенный завод, в котором разводились тяжеловесы. Изначально использовались в качестве производителей жеребцы верхового и рысистого направления. После стали использовать жеребцов-тяжеловозов: арденны, суффольки и першероны, после их стали заменять на шайров. Их скрещивали с местными, адаптированными к местным условиям, кобылами. В итоге был накоплен огромный массив крупных тяжелых коней. В результате дальнейшего их воспроизводительного скрещивания на свет появилась новая порода лошадей тяжеловозов – владимирская.

Для этих животных характерен

  • крупный рост,
  • хорошо развитый костяк,
  • массивное и растянутое телосложение,
  • голова длинная, крупная, с выпуклым профилем, но при этом сухая,
  • шея у них мускулистая, длинная,
  • холка длинная и высокая,
  • длинная лопатка косо поставлена,
  • спина удлинённая, широкая, нередко мягковатая,
  • круп широкий, длинный и раздвоенный,
  • поясница широкая и ровная,
  • грудь глубокая и широкая,
  • длинные, правильно поставленные, сухие ноги,
  • копыта крупные, но плоские; густая грива и хвост.

Часто конечности характеризуются сильной оброслостью, поэтому нередко они страдают от мокреца.

Характерная масть – гнедая, вороная реже, иногда караковая с белыми отметками на ногах и голове. Средний вес жеребцов – около 760 кг, кобыл – 680.

Для этих коней характерна высокая работоспособность и выносливость, сочетающаяся с добрым нравом и энергичным темпераментом.

Двигаются шагом и рысью владимировцы размашисто и свободно. Рекорд по скоростной доставке груза был установлен владимирским тяжеловозом и стал абсолютным среди всех прочих пород тяжей.   Шикарно смотрятся владимировцы, запряженные в тройки – мощь и сила их поражает. Ещё одним их плюсом является неприхотливость к содержанию и кормлению, благодаря чему они хорошо приживаются на Урале и в Сибири.

Русский тяжеловоз сегодня

На текущее время практически все конезаводы переживают сложные времена, многие из них просто становятся банкротами и вынуждены распродавать лошадей за бесценок. Вообще тяжеловозы неприхотливые животные, продающиеся за среднюю стоимость, которая многим людям будет вполне по карману. За счет этого при Советском Союзе разведение такого бизнеса подкреплялось государственной поддержкой. К сожалению, нынешние частники могут рассчитывать только на самообеспечение.

Из-за нехватки средств на поддержание фермерства многие коннозаводства теряют уровень технической базы, сокращая поголовье до минимума. Нехватка корма сказывает на размерах, молодняк растет с меньшим ростом и слабыми характеристиками. На сегодня статистика демонстрирует сокращение поголовья русских тяжеловозов в 3,5 раза. И только при помощи энтузиастов кое-как поддерживается племенная работа по сохранность породы.

Интересные факты

Орловские рысаки вдохновляли на творчество многих писателей — Л. Н. Толстого, А. И. Куприна и др. Примером литературного произведения может служить книга Петра Ширяева «Внук Тальони» (1928) об орловском рысаке Лесть.

Писатель А. И. Эртель будучи сам уроженцем Воронежской области, где находится знаменитый Хреновской завод описал быт, связанный с выведением лошадей орловской породы в романе «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги».

Орловские рысаки запечатлены на многих произведениях изобразительного искусства, как например:

  • Картины русского художника Николая Сверчкова (1817—1898), который особенно часто обращался в своём творчестве к орловцам.
  • Картина «Орловские рысаки в дышловой упряжке и собака» (1861) немецкого художника Рудольфа Зурландта из коллекции Музея коневодства Московской академии имени К. А. Тимирязева.

Известны также следующие кинофильмы:

  • «Любушка» — фильм 1961 года по мотивам книги П. Ширяева «Внук Тальони».
  • «Крепыш» — фильм 1982 года об орловском рысаке по кличке Крепыш.
  • «Рысак» — фильм 2005 года по мотивам книги П. Ширяева «Внук Тальони».

Орловская порода лошадей неоднократно воспроизводилась на почтовых марках ряда стран:

  • Азербайджана — 1993, 1997,
  • Бутана — 1999,
  • Молдавии — 2002,
  • России — 2007,
  • СССР — 1968,
  • Танзании — 1991,
  • Украины — 2005.

Вятская

Историкам не удается определить точное время возникновения вятской породы лошадей в России. Одни исследователи полагают, что эти кони существовали уже в XIV в., другие же уверены, что порода возникла лишь при Петре I. При этом и историки, и генетики относят данный вид лошадей к видам, которые сформировались в условиях естественной селекции.

Первоначально эти кони обитали в лесах и полях. Затем человек одомашнил их и начал использовать как упряжных животных. На российских просторах высоко ценились тройки, запряженные вятскими лошадьми. Они легко передвигались по лесным дорогам и глубокому снегу.

Средний рост жеребцов составляет 1,5 м. Животные отличаются мощной конституцией, неиссякаемой энергией, выносливостью и хорошим здоровьем. Они изящно идут рысью и легко переходят в галоп. Лошади охотно идут на контакт с человеком. Их используют в конном туризме и детских школах верховой езды. Окрас животного преимущественно саврасый, серый или буланый. Определить вятского скакуна можно по темной полосе, которая идет вдоль спины и на несколько оттенков отличается от основного окраса.

Современное состояние

Застой в отечественном конном заводстве практически не сказался на разведении русских тяжеловозов. Эта порода по-прежнему выводится на высочайшем уровне качества. Помимо ВНИИ, ими занимаются 18 хозяйственных учреждений в очень многих регионах страны. В текущем времени выводится 8 ветвей, одной из самых распространенных является линия Градуса. Она представлена роскошными животными с безупречным экстерьером, высокой мощностью, довольно высокой холкой.

Несколько сокращается популяция линии их главного конкурента – Свиста. Они также габаритны, выносливы, плодовиты и работоспособны. Так как большая часть этой ветви разводилась в советский период в Беларуси, они стали для нас недоступны. В России этой линией занимается завод Красноармейский. Другие основоположники ветвей:

История породы

Примерно одно столетие тому русский народ начал активно вести селекцию породы Русский тяжеловоз. Первыми предками лошадей признаны древние ардены, которые проживали в Бельгийских горах. На то время эти животные выглядели не однотипно, к тому же в экстерьере были зафиксированы многие недочеты. При этом ардены быстро преодолевали расстояния, а их облик преображала сухая конституция телосложения. Люди быстро нашли общий язык с этими лошадьми, так как они кушали любой корм с особым аппетитом и прекрасно себя чувствовали в любых условиях содержания.


Россияне оценили по достоинству таких неприхотливых лошадей, на момент 1904 года около 376 ферм занялись разведением арденов. Самые масштабные коннозаводства — Хреновский и Деркульский заводы. Все владельцы и работники конных заводов всячески пытались распространить эту породу лошадей. А чтобы устранить недостатки арденов, их регулярно скрещивали с разными славными скакунами, в частности, с брабансонами.

Такие работы не прошли даром, спустя годы ардены стали гораздо внушительнее выглядеть и демонстрировать лучшие качества. Проходящая в Париже мировая выставка в 1900 году не прошла бесследно для этих лошадей, арденов выделили, как достойных рабочих самобытных лошадей. В частности, восхищение зрителей удостоился самец по кличке Каравай, бурый кон данной породы. Ему даже вручили золотую медаль, как самому ценному выпускнику Хреновского конного class=»aligncenter» width=»800″ height=»561″

В самой же Бельгии породу подавила другая более мощная лошадь — бельгийская рабочая порода. И русские люди приложили максимум усилий, чтобы сохранить представителей породы арденов. Коннозаводства поставили цель вывести невысокую рабочую лошадь, которая сможет трудиться на благо отечества, при этом быть неприхотливой и выносливой.

Племенными производителями в селекции и выведении новой породы стали многие лошади, в частности кони по кличке Караул, Ларчик, Рубикон и Поденщик.

Выведенное поголовье новых лошадей значительно отличалось от ранее привычных русскому народу арденов. По наступлению 1952 года Министерство сельского хозяйства Советского союза выдало установление, где говорилось о том ,что породу стоит обозначить наименованием — Русский тяжеловоз.

Сфера использования

Русские породы славятся не только своей выносливостью, но и привлекательным внешним видом.

Большинство из них было переквалифицированы по назначению, поскольку перестали выполнять тяжелую работу, но зато сегодня активно используются в туризме и спорте.

Спортивные кони проходят жесткую отбраковку при выведении породы, чтобы следующее поколение получило лучшие качества.

Современные селекционеры не перестают работать над совершенствованием некоторых русских пород. Заводские кони отличаются высокой производительностью, некоторые виды удалось восстановить и изменить статус «исчезающего».

Скаковые кони обладают уникальными характеристиками, некоторые из них приобрели особые отличительные черты, к примеру, кабардинские, которые имеют прочные копыта.

Каждая лошадь предъявляет свои условия к содержанию, но большинство из них прекрасно растут и размножаются в табунах при свободном выгуле. При выборе породы обязательно нужно учитывать характер и темперамент, присущий только ей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector