Что за животное як

История создания самолета

В 1942 году Опытное конструкторское бюро (ОКБ) Яковлева начало создавать модификации для самолетов Як-1. Они были простыми и не наносили значительного урона противнику, при этом – значительно уступали аналогичным моделям авиации врага. Поэтому эти улучшения должны были повысить характеристики самолета. Опытная модель была названа Як-1М и работала на двигателе М-105ПФ. Она стала меньше весить и получила более правильные аэродинамические формы.

Большая часть изменений затронула корпус самолета, сделав его разъемным и уменьшив его размеры. Также масляный радиатор, расположенный в носу, был перемещен в центроплан, что положительно сказалось на лобовом сопротивлении.

К сентябрю был разработан второй опытный образец. В нем улучшили системы охлаждения масла и воды, а также установили коллиматорный прицел вместо обычного кольцевого. Дополнительно конструкторы поставили безмачтовую антенну. Бронирование корпуса тоже подверглось изменениям.

Самолет стал выдерживать больше попаданий вражеских пуль. Двигатель был заменен на форсированный М-105ПФ-2, обладающий повышенной мощностью. Октябрьские испытания показали, что по характеристикам образец стал еще лучше. Як-3 имел максимальную скорость 646 км/ч на высоте в 4600 метров, но при подъеме выше его скорость падала и на 6000 метров его превосходили по скорости МЕ-109Г и ФВ-190.

Летчики-испытатели и представители государственной власти остались очень довольны полученным результатом. Они посчитали, что самолет обладает невероятной маневренностью, прост в эксплуатации и не требует большого опыта от пилота. Поэтому генерал Стефановский сразу же порекомендовал незамедлительно начать серийное производство новой модели.

Самолет назвали истребителем Як-3, а боевые единицы стали поступать в армию к 1944 году. Первые машины были переданы 91-ому истребительному авиаполку, участвовавшему в освобождении Львова. В его составе было множество молодых летчиков, которые не имели боевого опыта. Освоение новых самолетов прошло очень быстро и успешно. За двухмесячные бои было потеряно всего лишь две машины.

Первые самолеты были вооружены пушкой ШВАК с пулеметом УБ. Позднее разработали новые модификации, подразумевающие установку дополнительного синхронного пулемета. Одной из слабых сторон самолета летчики называли нехватку топлива. Это лишало возможности производить поиск врага и вести длительный бой. Зачастую также возникала и другая проблема – отрыв обшивки, установленной по верхней части крыла. Такое происходило только при выходе из пикирования. Поэтому вскоре летчики научились избегать подобных ситуаций, сократив их до минимума.

Як-3 не стал полной заменой другим истребителям, но сумел их дополнить. Если они отлично выполняли задачи на дальних расстояниях, то он лучше всего справлялся с боями на ближних территориях. Производство модели было свернуто после войны в 1946 году, а через 6 лет сам самолет сняли с эксплуатации, заменив более современными образцами.

Путеводитель по Непалу

Одним из самых интересных животных Непала является як – многие путешественники хотят увидеть этого высокогорного представителя рогатых вживую.

Название животного берет свои корни от тибесткого «yag» или «gyag» (གཡག་), что обозначает самца яка, тогда как самка – это “nak” или “dri”. Непальцы частенько посмеиваются над незадачливыми туристами, желающими отведать ячьего сыра или молока (yak milk), тогда как молоко может быть получено только от самок – нак (nak milk).


Физиология яков такова, что они обитают на высоте выше 3-3,5 тысячи метров – это высокогорные животные с увеличенным подшерстком, размерами легких и сердца по сравнению с домашним скотом. Яки начинают страдать, когда температура окружающей среды поднимается выше +15 С, и пытаются найти более прохладные места обитания. В связи с этим увидеть яков вживую можно лишь поднявшись в горы.

Исторически яки обитают в Непале, Тибете, Бутане, а также некоторых районах Китая и Монголии. Если Вы задумали спортивное путешествие в Непал, то одомашенный як встречается во многих горных районах, поэтому шанс увидеть животное достаточно велик.


Стоит отметить, что сердитые яки не мычат, как их другие рогатые братья, а хрюкают – разъяренные или раненые самцы быстро переходят к атаке, поэтому будьте внимательны при общении с животными. В среднем, самки яков на 30% меньше самцов и более апатичны, поэтому легче подобраться будет именно к ним.

В некоторых провинициях проводятся скачки на яках, а в провинции Мустанг Непал каждый год проходит фестиваль яков, во время которого можно попробовать кровь яка – на шее яка ножом осуществляется надрез для сцеживания крови, которая используется в лечебных целях в течение 3-5 дней фестиваля. Считается, что кровь яка обладает сильным целительным эффектом в связи с тем, что высокогорные животные употребляют в пищу в основном растения и травы (можжевельник, кобрезия, мох и осока).

Кухня Непала включает в себя молочные и мясные ячьи продукты, если Вам представится возможность отведать ячий стейк, сыр или тибетский чай с их молоком – не откажите себе в удовольствии!

О виде животного

Як — один из крупнейших представителей семейства полорогих родом из Тибетских гор.

Характерные особенности яков:

  • Массивное длинное тело с тяжелой головой и короткими ногами.
  • Холку яка украшает горб средних размеров.
  • Длинные рога — гордость яков: широко расставленные и изогнутые, они могут достигать метра в длину.
  • От суровых погодных условий яков защищает длинная густая шерсть темно-бурого цвета, достающая почти до копыт.
  • Хвост яка похож на хвост лошади, с достаточно жесткими волосами.

Своими параметрами як внушает почтенный страх, и немудрено: два метра роста и вес до тонны. Взрослый самец легко может вырасти до 4,5 метров в длину, и это не предел. Самки, как правило, в 1,5–2 раза меньше самцов. Внешне як похож на нескольких животных сразу: это и могучий бык, и конь, и зубр, и даже коза. Что характерно, если як чем-то недоволен, он начинает хрюкать, что роднит его еще и со свиньей.

Для жизни яки облюбовали горные местности, причем людей там быть не должно. Именно поэтому эти животные предпочитают забираться повыше: человеку в высокогорных районах даже дышать проблематично, тем лучше для яка. Рацион яков небогат: травы, мхи и лишайники.

Взрослые яки живут группами вместе с молодняком, старые самцы предпочитают уединение. Брачный период у яков начинается с приходом осени. Как и многие другие крупные рогатые, яки яростно бьются за самку, с разницей лишь в том, что соперники стремятся нанести друг другу удар рогами в бок. Само собой, часто такие драки заканчиваются смертью одного из самцов, но в основном расходятся яки, нанеся друг другу пару ранений. В период гона яки громко ревут, что компенсирует их редкостную молчаливость в остальное время. Самка яка приносит по одному детенышу каждые 2 года после 9-месячной беременности. Первый год жизни малыш ни на шаг не отходит от мамы. Вместе с половой зрелостью к 6–8 годам к молодым быкам приходит и полная самостоятельность. Живут яки до 25 лет. Предприимчивые жители горных местностей давно одомашнили яков, ведь те неприхотливы в быту, при этом дают отличное молоко, шерсть и хорошо переносят нагрузки.

Интересные факты о яках:

  • По свидетельствам историков, як был одомашнен еще в I тысячелетии до нашей эры.
  • В тибетских летописях яки упоминаются как чрезвычайно опасные для человека животные — «великое зло».
  • У яка практически нет потовых желез: на тех высотах, что он обитает, они ему не очень-то и нужны.
  • Занятный парадокс: дикие яки свирепы, как черти, при этом они являются самыми одомашненными животными дикой природы.
  • Селекционеры умудрились скрестить яка с домашней коровой, получив на выходе существо под названием «хайнык».

Продолжительность жизни и размножение

Период течки проходит в ноябре-январе месяцах. Перед началом течки самка помечает свою территорию, срывая кору на кустарниках и деревьях и натирая их слюной и выделениями желез. Таким образом самцы и находят самку.

Именно в это время самцы яростно дерутся за самку. У самцов в этот период нарастает защитный слой толщиной около трех см. Его предназначение – защитить зверя от клыков противника. В это же время самец активно накапливает жир, значительно увеличивая массу тела. В жестоких схватках за обладание самкой самцы значительно слабеют, получая множество ран. Победителю может достаться до восьми самок.

Беременность длится до 18 недель. Роды начинаются в апреле месяце. В первый раз у самки появляется два-три детеныша, а затем уже по четыре-шесть. В дальнейшем она может рожать и по десять поросят. Из стада самка уходит, когда до родов остается всего около трех суток. Найдя подходящее место, роет яму и в ней рожает. Заботясь о потомстве, самка не боится броситься в бой на врага.

Весит новорожденный поросенок до одного кг. Первые несколько дней он находится в логове, а затем самка вместе с ним снова присоединяется к стаду. Детеныши неотступно следуют за матерью. Кормит она их молоком первые три-четыре месяца.

С самого рождения поросята уже очень активные и подвижные. На свет появляются уже зрячими и с мехом. Окрас – полосатый, чтобы сливаться с окружающей средой и маскироваться таким образом от хищников. Растут поросята очень быстро. Полностью самостоятельными детеныши становятся примерно в семь месяцев.

Растут животные до пяти-шести лет. Половая зрелость у самок наступает в полтора года, а самцы становятся полностью взрослыми в пять или шесть лет.

В среднем продолжительность жизни равняется десяти-двенадцати годам. Однако бывают случаи, когда отдельные особи доживают и до 25-27 лет.

Чем питаются яки

Обитающие в суровых горных местах с очень скудной растительностью, яки привычны к любой растительной пище. К тому же едят яки очень мало, объем съедаемой им пищи оставляет всего 1% по отношению к массе его тела, в то время как другие животные в день съедают порядка 3 % от массы тела. По сравнению с домашней скотиной, у яков необычно большой желудок, что позволяет ему за один раз съедать большее количество пищи и дольше ее переваривать. В результате из грубой пищи извлекается максимальное количество питательных веществ.

Так как яки травоядные жвачные животные, основной их рацион в летний период составляют травы, осоки и листья кустарников, зимой это мхи и лишайники. Тибетские яки постоянно сезонно мигрируют. Летом они идут на более высокие горные пастбища, где дольше сохраняется травяной покров, и они могут есть более сочную траву. Зимой яки спускаются в низинные равнины, где растительность остается зеленой до глубокой осени. Когда травы пропадают, яки питаются мхами и лишайниками которые, выкапывая из под снега, сдирают с камней своими грубыми языками. Кроме того зимой, когда с водой бывают проблемы, эти животные без проблем для здоровья утоляют жажду поедая снег. Живущих в домашних условиях яков зимой подкармливают сеном и ячменем. Интересный факт в том что сами яки, в отличие от домашней скотины не пахнут и их навоз практически лишен запаха.

Эпоха реактивных «Яков»

В послевоенные годы ОКБ одним из первых приступило к созданию реактивных истребителей, имея опыт разработки в годы войны самолетов с жидкостными ракетными двигателям и прямоточными воздушно-реактивными двигателями. Реактивные Як-15, Як-17 и Як-23 были приняты на вооружение ВВС. На самолетах Як-15 впервые был отработан и показан на авиационном параде групповой высший пилотаж.

«Учебную парту» УТ-2 сменили современные Як-18 и Як-11, на которых, как и на их предшественнике, проходили обучение все послевоенные пилоты. Дальнейшим развитием стали созданные в 70-х годах 20 века спортивный одноместный Як-50 и двухместный учебный Як-52.

Продолжая тему создания пассажирских самолетов (АИР-6, АИР-19, Як-6, Як-8, Як-16), в 1965 году ОКБ Яковлева приступает к созданию своего первого реактивного пассажирского самолета – Як-40, ставшего и первым в мире реактивным пассажирским самолетом для местных авиалиний. Новая машина должна была прийти на смену устаревшим винтовым Ли-2, Ил-12 и Ил-14 и, как писал сам Яковлев, «ввести местные воздушные авиалинии в эру реактивной авиации».


Як-40

Дальность полета машины составила 1350 км, а на борт она могла взять от 24 до 32 пассажиров. Як-40 стал одним из самых известных советских пассажирских самолетов. Начиная с 1967 года, он регулярно выставлялся на зарубежных авиасалонах, совершил ряд демонстрационных перелетов по Латинской Америке, Северной Америке, Африке и пользовался популярностью у иностранных заказчиков. Впервые в отечественной авиационной промышленности Як-40 прошел официальную международную сертификацию и массово поставлялся за рубеж. Самолет успешно использовался с 1970 года в авиакомпаниях 19 стран.

Используя полученный при проектировании Як-40 опыт, в ОКБ в 1973 году был создан ближнемагистральный пассажирский самолет Як-42 вместимостью 100-120 пассажиров. В 1980 году самолет вошел в эксплуатацию на регулярных авиалиниях и стал самым экономичным самолетом Аэрофлота. На Як-42 установлено 9 мировых рекордов.
 

Дикий як


Яки на почтовых марках Кыргызстана Исторически дикие яки зафиксированы в тибетских летописях как одно из великих зол, опасные для человека животные. В тибетском языке дикий як, в отличие от домашнего, называется дронг.

Дикие яки не выносят мест, освоенных людьми, и поэтому быстро вымирают — сейчас они уцелели лишь в высокогорных районах Тибета на отметках 4300-4600 м над у. м. зимой и до 6100 м над у. м. летом.

Як хорошо адаптирован к условиям высокогорья. Он имеет более крупные лёгкие и сердце в сравнении с быками низменных районов. Кровь яка способна переносить больше кислорода благодаря присутствию в ней значительной доли фетального гемоглобина на протяжении всей жизни. Обратной стороной является плохая переносимость низких высот и перегрев при температурах выше 15 °C. Среди других приспособлений к низкой температуре — подкожный слой жира и практически полное отсутствие потовых желез.

Водится на Тибетском плоскогорье и в сопредельных горных областях (Каракорум, Ладак). Живут семьями из нескольких голов или небольшими стадами из 10—12 голов, старые самцы поодиночке. Однако, как свидетельствует Н. М. Пржевальский, впервые описавший дикого яка, ещё в XIX в. стада коров яка с маленькими телятами достигали нескольких сотен, а то и тысяч голов. В 6-8-летнем возрасте достигают половой зрелости; продолжительность жизни около 25 лет.

Гон у яков бывает в сентябре — октябре. В это время быки присоединяются к группам коров. Между быками происходят жестокие драки, непохожие на ритуализированные бои большинства других полорогих. Соперники во время схватки стараются ударить друг друга рогом в бок. Смертельный исход этих боев редок, и дело ограничивается ранениями, иногда весьма серьёзными. В период гона слышен призывный рев яка, в другое время он исключительно молчалив. Отёл у яков происходит в июне, после девятимесячной беременности. Телёнок не разлучается с матерью около года.

Взрослые яки прекрасно вооружены, очень сильны и свирепы. Волки решаются напасть на них только в исключительных случаях большой стаей и по глубокому снегу. В свою очередь яки-быки, не задумываясь, атакуют преследующего их человека, особенно если яки-быки ранены. Нападающий як высоко держит голову и хвост с развевающимся султаном волос.

Из органов чувств у яка лучше всего развито обоняние. Зрение и слух значительно слабее.

Аэродинамическая схема

Турбореактивный трёхмоторный низкоплан с расположением двигателей сзади с однокилевым, Т-образным оперением и прямым крылом и.

Ближайшим аналогом является VFW-Fokker 614 — реактивный ближнемагистральный пассажирский самолёт производства ФРГ. Выпускался ограниченной серий, отличительная особенность — двигатели располагались на пилонах над крыльями.

Интересные факты о самолете

Высадка и посадка пассажиров производится по хвостовому трапу-рампе, который является одновременно крышкой люка, напоминающей грузовую рампу самолётов по своей конструкции.

  • У Як-40 отсутствует отдельный багажный отсек. Багаж сдают при посадке на борт и перевозят в вестибюле.

  • Як-40к (RA-87958) компании Владивосток Авиа установлен во Владивостоке на территории студенческого городка ВГУЭС.

По неофициальным данным  в ходе боевых действий, а также в результате аварий, катастроф, и уничтожения на земле было потеряно 117 экземпляров самолётов типа Як-40.

Схема салона Як-40

Данные приводятся для самолёта с предельной взлётной массой 17200 килограмм при эксплуатации на взлетно-посадочной полосе с искусственным покрытием.

Технические характеристики

  • Экипаж: три человека  + один бортпроводник ;

  • Пассажировместимость:   40, 36, 34, 31, 27 человек (зависимо  от варианта выполненной компоновки) ;

  • Грузоподъёмность: 3240 килограмм;

  • Длина: 20,36 метров;

  • Размах крыла: 25,0 метров;

  • Высота: 6,5 метротыв;Площадь крыла: 70,0 квадратных метров;

  • Масса снаряжённого: 17265 килограмм;

  • Масса пустого: 13750 килограмм;

  • Максимальная взлётная масса: 17200 килограмм;

  • Масса топлива во внутренних баках: 6000 килограмм;

  • Силовая устатновка: ТРДД АИ-25 (тр и экземпляра);

  • Номинальная яга: 3 × 1120 килограмм*сил ()

  • Силовая вспомогательная установка:  АИ-9 ГТД (один экземпляр).

Лётные свойства:

  • Предельная скорость: 546 километров в час (на высоте 6000 метров) ;

  • Крейсерская скорость: 510 километров в час (на высоте 6000 метров);

  • Перегоночная дальность: 2500 километров;

  • Практический потолок: с пассажирами 6000 метров; перегоночный 8000 метров;

  • Скороподъёмность: 7,0 метров в секунду (у земли);

  • Длина разбега: 850 метров;

  • Длина пробега: с реверсом 550 метров; без реверса 750 метров .

Як-40. Галерея. 

Як-40. Видео.

Посмотреть все самолёты…

ЯК-42

Внешняя характеристика

Общий облик животного напоминает американского бизона, а габариты сравнимы с ватуси (ватусси), священным представителем коровьего племени, которого никогда не губили на мясо. Як, дикий лесной бык, заметно тяжелее своих сородичей. Американскому бизону, чтобы догнать яка в длине тела, нужно вырасти примерно на метр.

У гиганта длинное тело внушительных размеров и мощная голова низкой посадки. Ног практически не видно из-за нависающей шерсти, своеобразной «юбки». Шуба благодаря подшерстку настолько плотная, что защищает в самые сильные морозы. Устрашающий горб на спине и длинные рога, до 1 м, характерны для самцов и самок. Они наклонены вперед и вверх, будто выражают боевой настрой, готовность к схватке. Весенняя линька приводит к образованию колтунов, шерстяных клочьев на теле животного.

Дикий лесной бык с харизматичным обликом производит сильное впечатление. Встречаются гиганты до 4 м длиной и 2 м высотой. Як – это животное, в котором намешаны черты зубра, барана, козы, лошади. Вес гиганта-самца достигает 1000 кг, особи женского пола вытягивают до 380 кг. От всех парнокопытных дикий бык отличается длинной шерстью, придающей особую массивность крупному животному. Окрас однотонный, черного, коричневатого оттенка, только на морде возможны светлые пятна. В семействе полорогих тяжелых яков относят к сильнейшему виду.

Домашние быки спокойного нрава. На яках верхом катают туристов. Когда-то тибетские летописи рассказывали, как боевые быки участвовали в корридах. В тяжелом поединке ген агрессивности раскрывал всю мощь и силу животного. Желание зарабатывать на быках привело к истреблению породы.

Дикий як, постоянно обитающий в горах, запасается толстым слоем жира. Его сердце, легкие увеличены, приспособлены к большему объему кислорода. У подножий они переносят температуру, не выше 15°.

Диким особям практически никто не страшен. Слух, зрение не развиты, но запахи чувствуют издалека. Тревогу выражают характерным хрюканьем, присущим только этой породе. Живут стадами в 10-12 голов. Только редкие волчьи стаи решаются напасть на больного быка или детеныша. Справиться с яком – непосильная задача. Стадо в защите встает плотным кольцом, внутри которого самки и малыши. От того, где обитает як, зависит, есть ли угроза его безопасности.

Эффективность и боевое применение: оценка истребителя

Як-1 вступил в бой с самого первого дня войны. В начале конфликта этот самолет был лучшим истребителем, которым располагала Красная армия.

Одной из главных проблем с Як-1 – также как и со многими другими самолетами советских ВВС – была его слабая освоенность личным составом. Это была новая машина, которая начала появляться в строевых частях всего лишь за несколько месяцев до начала войны. Переучиваться на новый истребитель летчикам пришлось уже во время боевых действий.

Следует отметить, что Як-1 был очень «дружелюбен» к пилоту, прост в управлении, с ним не возникало проблем во время взлета и посадки. После очень строгого и сложного в пилотировании И-16 летать на Як-1 было просто удовольствием. В заключение, которое написали о новой машине летчики-испытатели, было означено, что он «доступен летчику с квалификацией ниже среднего». Однако одно дело просто поднять самолет и посадить его, и совсем другое – противостоять на нем в воздухе немецким пилотам на Bf-109, который по праву называют одним из лучших истребителей Второй мировой.

Проблемой было не только отставание в основных летно-технических характеристиках, но и большое количество «детских» болезней, которые были присущи истребителям Як-1 первых серий. Спешка при введении машины в производство не прошла бесследно. Вот основной список технических проблем, которые были характерны для Як-1:

  • Частый перегрев масла и воды при работе силовой установки на номинальной мощности. Выбрызгивание масла через некачественные уплотнения в двигателе. В полете маслом мог быть заляпан весь фюзеляж истребителя, вплоть до его хвоста. Но самой большой проблемой было попадание масла на фонарь кабины, вследствие чего летчик просто ничего не видел. Об этой «особенности» Яка рассказывают практически все летчики, воевавшие на нем.
  • Топливо из разных баков вырабатывалось неравномерно.
  • Пневмосистема самолета часто давала утечки.
  • Нередки были перекосы и заклинивания патронных лент пулеметов.
  • Вибрация приводила к самовыворачиванию шурупов корпуса.

Следует сказать несколько слов о проблемах с маслосистемой истребителя. Утечки масла приводили не только к заляпыванию корпуса машины, но и ухудшало работу системы охлаждения мотора. Поэтому пилоту приходилось периодически сбавлять газ и охлаждать двигатель, в реальном бою подобный недостаток самолета мог стоить пилоту жизни. Также следует отметить, что в начале войны Як-1 не имел рации, ее стали устанавливать только в 1942 году.

Постепенно истребитель избавился от большинства своих недостатков, однако, сколько пилотов поплатилось жизнью за решение принять на вооружение недоработанную машину, сказать не может никто.

Если говорить честно, то на протяжении практически всей войны Як-1 уступал своему основному оппоненту Ме-109. Немецкие конструкторы также не сидели сложа руки, «мессеры» постоянно модернизировались и улучшались. Правда, поздние модификации Ме-109 имели значительную массу и уже не могли соперничать с Як-1 в плане маневренности.

Есть и еще один момент: в масштабах таких гигантских конфликтов, каким была Второя мировая, характеристики отдельного самолета (как и другого образца боевой техники) – это не самое главное

Важно уметь быстро восполнять потери в технике и личном составе. В этом отношении СССР переиграл Германии вчистую. Намного выгоднее иметь сотню средних летчиков, чем десяток асов, и дешевый, простой истребитель Як-1 с немного худшими характеристиками, чем дорогой и ресурсоемкий Ме-109

К преимуществам истребителя Як-1 можно смело отнести следующее:

Намного выгоднее иметь сотню средних летчиков, чем десяток асов, и дешевый, простой истребитель Як-1 с немного худшими характеристиками, чем дорогой и ресурсоемкий Ме-109. К преимуществам истребителя Як-1 можно смело отнести следующее:

  • низкая стоимость и простота в производстве;
  • полное соответствие конструкции истребителя технологической базе, имеющейся на тот момент в СССР;
  • приемлемые летно-технические характеристики самолета;
  • простота в пилотировании и доступность для пилотов военного времени, которых обучали по ускоренной программе;
  • значительный модернизационный ресурс;
  • неприхотливость в обслуживании и высокая ремонтопригодность;
  • широкая колея шасси, что делало возможным использования аэродромов с грунтовым покрытием.

Исходя из всего вышеперечисленного, не удивительно, что Як-1 стал одним из самых массовых истребителей Второй мировой войны.

Скороговорки для детей с согласными М-Л-Н

Лапти лыковые, Лыки липовые.
Лилипуты пили пилюли и лопотали.
Над лугом летели белые лебеди.
Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
Лень не ленится, к лентяю клеится.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
У ежа и ёлки иголки колки.
Лена искала булавку, булавка упала под лавку. Под лавку залеть было лень: искала булавку весь день.
Маленький мальчик менял марки на мячик.
Макар да кошка, комар да мошка.
В тину невод закину, с тиной и выну.
Далеко до калитки маленькой улитке.
Лапти лыковые, лыки липовые.
Елена пельмени любить-любила, да лень пельмени лепить ей было. Лепил Емеля пельмени умело, без лени Елена неделю их ела.
Ослик был сегодня зол: он узнал, что он осёл.
Пилят, колют, колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей.
Есть у Ляли кукла Лёля, Лёля сделана из льна — Ляле нравится она.

Первый в Советском Союзе серийный самолет с вертикальным взлетом и посадкой штурмовик Як-38.

Як-38

Основываясь на опыте постройки и испытаний СВВП Як-36, в середине мая 1970г. первый опытный экземпляр Як-38 предоставлен для проведения испытаний. Первоначально машину подвешивали на специально разработанном кране для отработки режимов висения. В итоге, в сентябре самолет впервые выполнил висение в 50см от поверхности взлетной полосы.

Первый вертикальный взлет с переходом в горизонтальный полет, а за тем посадку по самолетному, машина совершила 21 февраля 1972г. А через три дня был выполнен полный цикл: вертикальный взлет, полет по кругу и вертикальная посадка.

В 1974г. стартует массовое производство штурмовиков Як-38, окончившееся в 1989г. За это время построено 86 боевых машин в двух модификациях: Як-38У и Як-38М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector